*

1.5. Будущее индустрии КМ



В эру фантастически высоких темпов развития технологии необходима объективная информация, дающая представление о наиболее перспективных направлениях создания новых материалов. Существующий в настоящее время и требуемый уровень технологии определяет как проблемы конструкции, так и направления НИР и OKP для каждой конкретной отрасли [29, 30].

Работы по созданию высокорентабельного производства в различных отраслях (сельское хозяйство, машиностроение, самолетостроение, производство металлов и пластиков) требуют комплексной постановки уникальных организационных задач. Для решения этих задач необходимо привлечение целого ряда научных дисциплин, включающих физические науки и технологические разработки. Даже при поверхностном обзоре общих направлений технологии материалов становится очевидным, что производство пластмасс, включая и CB КМ, будет продолжать стремительно расти.

22


Среднегодовой прирост общего объема промышленного производства пластмасс составляет в среднем 11 %, в то время как для композитов эти темпы достигают 15 %. Для сравнения — прирост объема производства в химической промышленности США составляет 6,5 %, а прирост совокупного национального продукта не превышает 3,5 %. Несложно предсказать быстрый дальнейший рост промышленности пластмасс и группы композитов.

Существенной проблемой дальнейшего роста объемов производства KM является повышение устойчивости прочностных характеристик материалов к действию внешних условий. Более того, информация о прочностных характеристиках композиционных структур ускоряет их более широкое применение. В настоящее время промышленность KM в целом находится в стадии реорганизации и объединения. Еще большая перестройка ожидается в будущем. Большинство предприятий предпочитают держать в руках весь процесс производства: от сырья до конечного продукта. Такая организация оказывается удобной для многих предприятий, специализирующихся в узкой области. Компании, которые стояли у истоков производства КМ, особенно интенсивно наращивают его объемы.

Существенным препятствием для роста производства KM является повсеместное использование до сих пор стального проката. В основном это связано с инерцией мышления части конструкторов, не доверяющих надежности новых материалов. Надежность новых материалов определяется во многом методиками оценки их качества (наличием эффективных методов контроля и особенно методов неразрушающего контроля) [31—47]. На сегодня не существует всеобъемлющего справочника конструктора, который включал бы все необходимые для проектировщика данные о свойствах КМ. Следовательно, задача создания такого справочника является весьма актуальной.

В то же время целый ряд конструкторов просто не знают о возможностях армированных пластиков, и необходимо время, чтобы они изучили их. По мере роста областей и объемов применения КМ, справочные данные о них будут все шире включаться в стандарты, справочники и даже в учебники для вузов. В настоящее время целый ряд правительственных учреждений, фирм, обществ и ассоциаций проводит работу по созданию новых спецификаций, технических условий, стандартов и справочников [48].

В основе дальнейшего роста объемов промышленного производства KM лежат многолетний удачный опыт их применения и те исследования в области КМ, которые были проведены в последние годы. Эффективное применение этих материалов определяет их значимость на рынках сбыта.

Композиционные материалы находят широкое применение при изготовлении объектов общественного транспорта, автомобилей,

23


судов, самолетов и ракет, емкостей для хранения жидкостей и в различных областях электроники. Они используются для создания трубопроводов и стволов артиллерийских орудий, в приборостроении и как отделочные материалы. Существует целый ряд наиболее быстро развивающихся в США видов человеческой деятельности, потребляющих KM — это образование, -медицина и снаряжение для активного отдыха.

Особенно значительный скачок в технологии KM произошел в последнее десятилетие, и рост их производства будет устойчиво продолжаться. Ограничениями являются не технологические, а экономические проблемы. Сегодняшний скачок в технологии может рассматриваться как результат широкого использования нетрадиционных свойств композитов. Более полное знание эксплуатационных свойств КМ, особенно работающих совместно с металлами, быстро расширяет области их применения. Уже сегодня существуют АП, в которых используются волокна, прочностные и упругие свойства которых оказываются существенно более высокими, чем у металлов. Материалы, которые появились для нужд военной техники (например, в летательных аппаратах), дали толчок для поисков и исследований путей применения KM практически во всех отраслях промышленности.

*


на предыдущую страницу

переход

к списку литературы


*