*

Замена втулки подшипника скольжения якоря стартера в картере сцепления на двигателях автомобилей ВАЗ-2108, -1111, "Ока" и их модификаций


Если у вас возникли проблемы с пуском двигателя из-за невключения стартера, его заклинивания, повышенного шума или медленного вращения, не спешите менять аккумулятор или стартер. Особенностью конструкции стартера автомобилей ВАЗ-2108, -1111, "Ока" и их модификаций является то, что задний конец вала якоря вращается в металлической втулке, запресованной в заднюю крышку стартера, в передней - в бронзовой втулке, запресованной в картере муфты сцепления. Такая конструкция не исключает перекосов оси вала якоря относительно втулок подшипников, что вызывает посторонние шумы, затруднение вращения якоря, или полное его заклинивание. Это может произойти из-за ослабления крепления стартера, некачественного монтажа или износа втулок. Подтянуть болты крепления стартера, произвести более качественный монтаж не представляет особого труда, сложнее устранить износ втулок. Заднюю втулку можно заменить вместе с задней крышкой стартера. Переднюю втулку, согласно существующим руководствам по ремонту автомобилей ВАЗ, приходится менять путём замены картера муфты сцепления, что требует значительных разборочных и сборочных работ. Напрашивается вполне логичный вопрос: почему нельзя заменить втулку?

Технология замены подобных втулок заключается в удалении изношенной втулки, запресовке новой и расточке её под необходимый размер. Указанной технологией можно воспользоваться, только сняв коробку передач с автомобиля и имея необходимую оснастку. Используя полимерные материалы и простые инструменты, указанную втулку можно заменить в гараже, сняв только один стартер.

Технелогия замены втулки с использованием полимерного материала состоит из следующих операций:
- удаление изношенной втулки;
-изготовление новой втулки по размеру вала якоря и по размеру посадочного места в корпусе;
-установка изготовленной втулки в корпус с фиксацией её на полимерном материале.

Удаление изношенной втулки производится следующим образом. Увидеть эту втулку при снятом стартере можно только при помощи зеркала и подсветки, но это не единственная трудность при замене втулки. Втулка находится в глухом отверстии (рис. 3.3) и удалить её нужно так, чтобы не повредить посадочное место в корпусе. Для этого во втулке необходимо нарезать резьбу (вращать метчик воротком не удаётся, придётся воспользоваться рожковым ключом). Затем нужно ввернуть во втулку болт до упора в корпус. Далее этот болт начинает работать как обычный съёмник. На практике этот процесс проще: при нарезании резьбы стенки втулки становятся тоньше, посадка ослабевает, и втулка начинает вращаться вместе с метчиком и легко выходит из отверстия.

Новую втулку необходимо изготовить на токарном станке. Следует иметь в виду, что втулки, которые продаются в магазинах, для предлагаемой технологии не подходят, поскольку расчитаны на типовую технологию, которая предусматривает запрессовку и расточку. Изготовленная втулка должна проворачиваться на валу якоря без особых усилий. Наружный диаметр должен обеспечить свободное, но без зазора сопряжение втулки в корпусе.

Для фиксации втулки в корпусе желательно использовать анаэробный полимер АН-6К. Затем, удалив излишки полимера, необходимо смазать конец вала якоря, установить стартер, затянуть болты и оставить стартер в таком положении до полного отверждения полимера.

*

на предыдущую страницу

переход

в начало раздела