*

НАНО-МЕГА-ПРОЕКТЫ


«Унихимтек» - один из заявителей «Роснано», которому удалось преодолеть все "фильтры" корпорации. Компания уже построила на собственные средства и кредит от московского правительства линию по производству препрегов для строительной индустрии (пуск – осень 2009). Инвестиции "Роснано" пойдут на линию по производству препрегов уже под нужды авиации, которая заработает уже в 2010 г.
Основную часть выручки "Унихимтеку" до сих пор приносило производство продуктов интеркалирования и термовспенивания пенографита — запатентованных учеными-акционерами компании материалов с добавлением углерода, которые используются для уплотнения стыков труб и в качестве огнезащиты конструкций, кабелей и других коммуникаций. Сейчас у "Унихимтека" более 3,5 тыс. потребителей. Среди них такие "аппетитные", как "Газпром", нефтяные компании, предприятия атомной и тепловой энергетики. Наука придает бизнесу неплохую динамику: за последние четыре года выручка "Унихимтека" выросла в пять раз, до 1,7 млрд руб. в год.
Собственно, через углерод генеральный директор "Унихимтека" Виктор Авдеев в 2002 году с научной неотвратимостью пришел к идее освоить производство композитных материалов. Углеродные волокна толщиной 1/10 человеческого волоса в них склеиваются, образуя прочную легкую ткань,— как раз то, чего так не хватало российским самолетам, чтобы остаться конкурентоспособными по сравнению с западными.
Нынешние российские самолетостроители с композитами все так же не дружат. "Самолет SSJ умеренно консервативен в плане использования композитных материалов,— говорит Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт".— При его разработке более приоритетной задачей были сроки выхода на рынок, поэтому компания "Гражданские самолеты Сухого" использовала в основном уже проверенные материалы и технологии".
Но Виктору Авдееву повезло, причем дважды. Во-первых, "революцию" ГСС все же запланировал. Компания строит завод "Аэрокомпозит", который займется производством композитных комплектующих — из них будет изготовлен SSJ нового поколения. Во-вторых, "Унихимтеку" удалось убедить "Роснано" инвестировать 3,3 млрд руб. в производство препрегов — композитных полуфабрикатов, из которых тот же ГСС может производить детали для своего модернизированного SSJ.
SSJ нового поколения, по расчетам Авдеева, полегчает на 10 тонн, что позволит экономить на топливе около $1 млн в год.
Сейчас "Унихимтек" — третий проект по объему инвестиций и один из первых по скорости запуска. Компания уже построила на собственные средства и кредит от московского правительства в подмосковном Климовске линию по производству препрегов двухметровой ширины для строительной индустрии. Мощность — до 700 тонн в год, это сопоставимо со всем объемом выпуска композитных материалов в России. Линия заработает осенью 2009-го. Инвестиции "Роснано" пойдут на строительство линии по производству препрегов уже под нужды авиации, которая встанет в строй в следующем году. "В области высоких технологий два-три года — вечность. Здесь ждать нельзя",— говорит Авдеев.
Генеральный директор "Унихимтека" убежден, что российское производство препрегов государство однозначно будет поддерживать: без него третий центр компетенции в мировом самолетостроении (помимо Boeing и Airbus) в России создать невозможно.
К 2015 году Виктор Авдеев рассчитывает зарабатывать на препрегах до 30 млрд руб. в год. На авиацию к этому времени будет приходиться лишь шестая часть выручки компании: препреги видятся Авдееву в любом транспорте — от корабля до обычного автомобиля.

Продукт: препреги.
Инвестиции: 3,5 млрд руб.
Условия: 48% у "Роснано", остальное у частных акционеров. Основная часть средств "Роснано" поступает в проект в виде кредита на 10 лет.
Потребители: ОАК, зарубежные производители самолетов. Рынок: $50 млрд (в 2006 году).

По материалам: Журнал «Секрет Фирмы»


Нанотряпка

Композиты применяются столь широко, что сложно назвать отрасль, которая без них обходится. Но материалы, произведенные в России, не находят спроса. По крайней мере, так было до сих пор.
Железобетонный мост, построенный с применением углепластиков (или препрегов), вынесет в полтора раза больше нагрузки, не потребует ремонта и прослужит в 2 раза дольше моста из обычного железобетона. Конечно, капитальные инвестиции в строительство с применением композиционных материалов будут выше. Выигрыш достигается за счет более низкой стоимости владения.
Препреги получают, пропитывая армирующую волокнистую основу равномерно распределенными полимерными связующими. Пропитка помогает максимально подчеркнуть свойства армирующего материала. С помощью этой технологии можно получить монолитные изделия сложной формы при минимальной «обработке напильником». Композиты применяются в авиа- и судостроении, в секторе потребительских товаров. Например, в гражданском авиастроении изготавливают корпуса современных самолетов и вертолетов, крыльев, обтекателей, винтов. Без композиционных материалов сложно представить профессиональный спортивный инвентарь: ракетки для большого тенниса, клюшки для гольфа, профессиональные лыжи. Даже удочки делаются преимущественно из углеволокнистых материалов. Препреги повышают износостойкость, одновременно уменьшая вес.
Однако пока на Россию приходятся сотые доли процента от мирового выпуска препрегов, объем которого оценивается в 13,7 тыс. тонн или $2,2 млрд. Исправить ситуацию должен один из проектов «Роснано», одобренный в апреле 2009 года. Созданием композитных материалов нового поколения занимается «Препрег-СКМ», входящая в холдинг «Композит».
Ошибочка вышла. Для запуска производства «Препрег-СКМ» требовалось 3,46 млрд рублей. Предполагалось, что на эти деньги к концу 2010 года будут запущены две производственные линии – опытно-промышленная и промышленная. И на них будет получено 35 тонн продукции в 2010-м, 300 тонн – в 2011-м и 4,5 тыс. тонн – в 2018 году. Сроки уже пришлось переносить. Пока действует лишь опытная линия, монтаж промышленного конвейера на территории бывшего завода АЗЛК еще даже не начался. Впрочем, открытие запланировано на первый квартал 2011 года.
Причина кроется в масштабных изменениях экономики, вызванных кризисом. Оценки рынка для бизнес-плана рассчитывались в 2008 году, затем около 6 месяцев проект утверждался. Основной расчет был на спрос со стороны авиастроителей. «Мы были слишком оптимистичны. Отечественная промышленность не готова встраивать препреги в производственную цепочку, поэтому спрос оказался ниже планов, – рассказывает первый заместитель генерального директора и коммерческий директор «Препрег-СКМ» Владимир Хлебников. – Также нашими покупателями должны были стать предприятия Объединенной авиастроительной корпорации», но кризис скорректировал их финансовые возможности. Некоторые проекты были заморожены, и компаниям потребовалось меньше препрегов».
Из-за того, что фактические объемы сбыта препрегов оказались меньше плановых, финансирование проекта и план его развития могут измениться. «Действительно, в планы могут быть внесены изменения, сейчас идет тщательный анализ рынка и переработка бизнес-плана, – спокоен управляющий директор управления по инвестиционной деятельности «Роснано» Дмитрий Пимкин. – Развитие инновационных проектов всегда подразумевает вероятность изменений бизнес-планов в зависимости от изменяющихся рыночных условий. Поэтому некоторые целевые показатели, возможно, будут скорректированы».
Впрочем, авиастроители постепенно выходят из кризиса (в частности, о масштабных закупках отечественных судов недавно объявил «Аэрофлот»), и сейчас руководство «Препрег-СКМ» ведет переговоры о грядущих поставках. «Надеемся, что объем закупок окажется равен максимальной мощности нашей линии в 2011 году – 800 тонн, – говорит Владимир Хлебников. – В принципе, мы уже сейчас в состоянии почти полностью покрыть потребности отечественного авиастроения».
Перспективы. Отдаленное будущее хоть и не безоблачно, но перспективно. Крупные производственные корпорации постоянно ищут новые материалы, способные улучшить технические характеристики конечной продукции. «Препрег-СКМ» уже попал в зону их видимости. В компании рассказывают о предварительных переговорах с представителями Toyota Tsusho Corp. (входит в Toyota Group): речь шла о включении в список потенциальных поставщиков на ближайшие пять лет. Чем объясняется интерес? «Характеристики нашей продукции для «военного» сектора уже сегодня превосходят зарубежные аналоги. По мере совершенствования технологии этот вид препрегов можно будет использовать в гражданском машиностроении», – объясняет Владимир Хлебников.
«Роснано» пытается лоббировать проект на государственном уровне. «Мы ведем работу по доработке старых и принятию новых стандартов в различных областях потребления продукции проекта», – рассказывает Дмитрий Пимкин. «По строительным нормам и правилам мост может быть из металла, бетона, дерева. Но применение препрегов не оговаривается, поэтому рынок стройматериалов для нас пока закрыт, – сетует Владимир Хлебников. – Конечно, опытный проектировщик может запланировать их использование, но это крайне сложно. Не все готовы к решению таких задач».
Главная внутренняя проблема «Препрег-СКМ» связана с себестоимостью продукции. Всех потенциальных заказчиков можно разделить на две группы – военные и гражданские. Сырьем для «военных» препрегов от «Препрег-СКМ» может служить только отечественное углеродное волокно, которое в разы дороже импортного. «Из-за дешевизны импортного углеволокна авиастроители предпочитают закупать готовый продукт за рубежом, кроме тех областей, где обязаны использовать отечественное сырье, – поясняет Владимир Хлебников. – Пока наше производство находится в опытно-промышленной эксплуатации и технологи работают над сокращением себестоимости». Препреги для «гражданских» заказчиков компания может изготавливать на основе импортного волокна, тогда их себестоимость не превышает зарубежных показателей.

Наталья Анищук
№ 33 (364) 13–19.09.2010

*



на предыдущую страницу

переход

в начало раздела